лагаю, что в предложенной формулировке однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Однако, если обсудить дополнительную информацию, можно попробовать…

Для этого прежде всего необходимо определить, что собственно понимается под термином «гипноз».

На сегодняшний день представления психологов о том, что такое гипноз разняться в диапазоне «плюс-минус бесконечность» (в чём вы можете убедиться, перейдя по вышеприведенной ссылке на форум), чего уж говорить об «обычных» людях.

Более того такая же ситуация наблюдается в профильной литературе - однозначности, избыточности и чёткости в определениях гипноза нет. Всё зависит от личных представлений, опыта практического применения  и предпочтений того или иного автора.

В связи с чем предлагаю, рассмотреть эту ситуацию через призму определения гипноза предложенного психотерапевтом Европейского реестра, к.пс.н. Хайкиным А.В.

Гипноз - это взаимодействие двух и более людей по поводу наведения и использования транса. (Из данного определения логично формулируется определение самогипноза - отношения человека с самим собой по поводу самостоятельного наведения и использования трансового состояния).

В нашем контексте важно то, что здесь вводится термин «транс».

Транс/трансовое состояние психики (также по Хайкину А.В.) - состояние психики, в котором присутствуют один из двух или оба параметра:

  1. Человек является наблюдателем происходящих с ним событий/состояний (событий/состояний в широком смысле, т.е. в т.ч. чувств, ощущений, образов и пр.);
  2. Человек ощущает себя в несуществующей реальности.

Таким образом, становится понятно что то, что мы обычно называем гипнозом, гипнозом по сути не является, а является трансом. Вы же помните, гипноз - это отношения, а транс - это состояние.

Также представляется необходимым разделить транс на две категории по глубине (очень условно и очень умозрительно, т.к. однозначности в этом вопросе у научного сообщества ещё меньше, чем в определении гипноза) - поверхностный транс и глубокий транс.

Примем за поверхностный транс - транс, в котором потенциал участия сознания в процессе достаточно высок. Т.е., например, клиент может одновременно наблюдать «иную» реальность и совершенно спокойно речью общаться с терапевтом.

И глубокий транс - когда потенциал участия сознания клиента в процессе не высок. Т.е. клиент как бы участвует, но общаться речью или осознанными движениями не может (почему не может, исследовать здесь не будем, это отдельный большой вопрос).

Оперируя данными формулировками, можно попытаться ответить на предложенный в названии вопрос.

Итак, если мы понимаем, что используемый нами (терапевтом и клиентом, потому что вы же помните, что гипноз - это отношения) гипнотический метод позволяет обеспечить безопасность клиента (техническую - отключение света никто не отменял, процессуальную - у нас должна быть возможность продолжать делать то, ради чего мы собрались) и терапевтическую эффективность (нам надо опираться на сознание, т.е. иметь возможность общаться, иначе, зачем вот это вот всё…), то возможно применение гипнотических методов эксплуатирующих поверхностный транс.

Например, Фокусинг Ю. Джендлина (Джендлин прямо в своей книге говорит о замечательной эффективности метода при взаимодействии просто по телефону!!). Также возможно применение Эриксоновского гипноза (в случае если квалификация терапевта позволяет контролировать глубину транса!). Очевидно, что и в первом, что во втором случае ещё необходимо обсуждать квалификацию именно клиента, по поводу использования им собственного транса (попросту говоря, клиент должен быть обучен).

Применение же методов эксплуатирующих глубокий транс возможно (вспоминаем уважаемого Кашпировского), но вряд ли оправдано в терапевтическом процессе - потенциал сознания невысок. В случае же крайней необходимости, возможно, использовать наведение по Д.Элману или директивный гипноз в классическом его представлении. Возможна также работа по Э.Росси, однако, применение его метода полагаю допустимым лишь с теми клиентами, которые уже имеют этот опыт, полученный в очных консультациях.

Конечно, коллеги, работающие в других методах, могут расширить палитру применяемых подходов.

Что касается технического обеспечения. Вопрос сугубо индивидуальный. Терапевту необходимо ответить себе на вопрос - сможет ли он обеспечить процесс (эффективность) и безопасность процесса терапии, эксплуатируя то или иное средство связи. И в зависимости от ответа принимать решение.

Мы живём в меняющемся мире и психологическая помощь в том её виде, которую мы знаем сейчас, скорее всего «доживает», как это не прискорбно. Так что возможности использования трансовых состояний (читай - гипноз) с помощью различных средств связи, конечно, будут востребованы, а уж как это будет реализовываться это совсем другой вопрос, немного затронуть который Я и попытался.

И да, безусловно, не стоит забывать об имеющихся ограничениях, которые не зависят от того применяем мы транс «в живую» или онлайн, а именно -  применение трансовых техник к лицам с психиатрическими диагнозами только психиатрами и с осторожностью, запрет на применение к лицам с судорожной активностью.